пятница, 20 декабря 2013 г.

Может ли русский стать японцем?

Веду на одном ресурсе для общения бизнесменов и руководителей серию статей о качестве. Разместил статью о том, как работают над качеством японцы. Получил кучу положительных комментариев и лайков. Мол, японцы молодцы и я хорошо это описал. Написал, следом, что в России большая проблема с качеством как продукции, так и сопутствующего сервиса и тот предприниматель, который займётся именно этим аспектом бизнеса может преуспеть.  Реакция куда более сдержанная. Интересны некоторые комментарии: "Мы, русские, всё равно качественно никогда работать не сможем", "Нам это не надо", и один, совершенно прекрасный: "Нужно не качество улучшать, а усиливать рекламу, тогда всё будет прекрасно".

Очень интересный результат. Особенно интересно, что пишут это не профессиональные бездельники и интернет-тролли, а предприниматели, менеджеры и люди, считающие себя профессионалами. В целом можно говорить о тенденции. Но какой? Постараюсь вычленить основные её особенности. В общественном сознании прочно укрепилось, что
1.     Россия это страна «второго эшелона», а русские - народ бестолковых и косоруких неумех, которые «никогда не смогут работать как трудолюбивые народы».
2.     Качественные товары в России производить нет смысла.
3.     Бизнес основан на втюхивании клиентам некачественных товаров.
Интересно что при всём при этом те же люди ухитряются восхищаться японцами, которые ведут бизнес совсем иначе. Впрочем, как мне сказал один человек при личном общении «русский японцем никогда не станет».
Как говорят, пророка в своём отечестве нет. Раз уж японцы вызывают столь трепетные чувства у соотечественников, то и эти особенностями национального бизнес-менталитета здесь я опишу с точки зрения японцев, благо мне неоднократно доводилось обсуждать их с японскими менеджерами.

Так вот, как бы это не казалось странным нашим любителям попинать «рашку» и «совок», японцы не считают Россию второразрядной страной, а русских неспособными работниками. Держава, которая захватила и удерживает крупнейшую в мире территорию уже не может быть незначимой. У нас очень любят поминать низкое качество наших товаров. А вот японцы помнят наши успехи в космической отрасли, производстве оружия и других отраслях. Да, вздыхают они, производственная дисциплина у вас сильно упала. Но если её поднять, вы многое сможете.
Внимание, речь идёт именно о дисциплине! Людей неспособных работать качественно, можно приучать к любой дисциплине, качественно они всё равно работать не будут. Но речь идёт именно об организации производства, то есть качественном показателе управления. При этом признаётся, что это качество у нас некогда было. Если же в каких-то отраслях оно отсутствовало, то это означает лишь то, что успешные управленческие методики не были на них распространены.  Распространили бы, были бы «Жигуkи» по качеству не ниже завоевавших весь мир АКМов.
Но ведь и сейчас в нашей стране живут дети тех, кто «делал ракеты, а так же в области балета, был впереди планеты всей». Ни за что не поверю, что за одно поколение навык качественной работы утрачен за одно поколение. Кроме того, множество наших специалистов работает за рубежом: в США, ЕС и той же Японии. И так они вполне конкурентоспособны на рынке труда. Раз мозги и руки утекают, значит, они есть.
Выходит, предположение о фатальной неспособности русских работать качественно, можно отмести. Требуется система организации качества труда. Опять же качество. Но и здесь у нас есть хороший опыт и это не только космос. Ведь были же русские железными дороги самыми пунктуальными в мире в начале ХХ века. Можно восстановить собственные удачные системы управления. Можно использовать чужие. В любом случае это будет новая русская система управления, потому что в любом случае не учесть национальные особенности и требования времени будет невозможно.
Но вот надо ли?

В последнее время мы действительно привыкли к тому, что срок жизни товаров сокращается. Мы привыкли чаще менять даже товары длительного пользования, а уж сколько у нас разовой продукции. Многие корпорации используют эту гонку за новинками как основу маркетинговой политики. Конечно, к товарам с коротким сроком жизни требования к качеству предъявляются не столь строгие. А значит стоят они дешевле «долгоиграющих». Но многим известна поговорка: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Если взять длительный период, то покупка более дорогой, но и более надёжной вещи оказывается экономически выгоднее, чем частая смена и ремонт дешёвых аналогов. И это многие понимают.  Неспроста многие соотечественники предпочитают совершать покупки за рубежом, где можно приобрести качественную продукцию по разумной цене. Выходит в России потерян огромный рынок качественных и бюджетных вещей. Это ниша, которая может быть занята. Выходит, рынку нужны качественные товары. Второе предположение так же можно отмести.

Качество повышают цену, возразят мне. Сложно сразу поднять цену на товар. Этого может не принять потребитель. Это так. Но работа над качеством это и качество организации бизнес-процессов, логистики, научная организация труда. Всё это снижает издержки. Если начать работу над качеством с организации бизнеса, то может появиться ресурс для инвестиций в качество продукции. Здесь и появляется возможность создать то самое «качество по разумной цене» которое дешевле ширпотребовских дешевок. Именно благодаря этой стратегии японский бизнес преуспел в 60-е и 70-е годы ХХ века. И почему бы эту стратегию не использовать нашим предпринимателям в XXI веке?

Увы, в лихие 90-е, да и позже, мы привыкли к стратегии «быстрого снятия сливок». Компании быстро создаются и сгновенно исчезают. И в таких условиях над качеством действительно трудиться не стоит. Удачно выстроенная агрессивная реклама действительно может вынудить многих потребителей однажды купить товар. Но лишь однажды. Потом, если его качество неудовлетворительное, этого уже не продать никакой рекламой. Более того, негативную репутацию очень сложно переломить даже если начать выпускать действительно качественный продукт. Примеров тому множество на нашем рынке. И именно поэтому такая стратегия вызывает остро-негативную реакцию наших японских коллег. Это не привязанность людей зацикленных на том, чтобы обязательно создавать что-то на века. Это позиция разумных людей, которые знают, что проще один раз качественно создать систему и поддерживать её в рабочем состоянии, чем бесконечное количество раз создавать новые системы, пусть и не особо заботясь о качестве. Японские бизнесмены, кроме того, знают, что если потратиться на формирование хорошей репутации, то через какое-то время репутация будет работать на тебя, при том так, что все затраты окупятся сторицей. Это выгодная инвестиция. Но репутация ни чем так не создаётся, как качеством продукции, качеством сопутствующего сервиса, качеством организации дела. Чтобы она работала долго, она должна основываться на реальном качестве.

Как ни крути, но получается, что главный ресурс за счёт которого поднялась послевоенная Япония, это работа над качеством. Качеством во всех процессах бизнеса. И это компенсировало и нехватку природных ресурсов и последствия военной разрухи. Самое интересное, что, судя по всему и у России другого выхода нет. Ведь экономическая система уже сложилась так, что конкурировать в производстве дешёвого ширпотреба с азиатскими странами мы не сможем. Бесперспективность торговли природными ресурсами ясна уже практически всем. Да и не каждого предпринимателя допустят к «скважине». Но есть сегмент «качество по разумной цене». И чтобы занять его, очень полезен опыт японцев. А он состоит в следующем:
- Непрерывное совершенствование и оптимизация бизнес-процессов.
- Постоянная работа по повышению качества продукции.
- Максимальное развитие сопутствующего сервиса, нацеленного на минимизацию проблем клиента, связанных с покупкой товара.
- Формирование максимально положительной репутации компании, притом, основанной на реальных фактах, что позволит эксплуатировать этот ресурс как можно дольше.


Конечно, русский человек никогда не станет японцем. Но этого и не требуется  для того чтобы использовать японский опыт в российском бизнесе. Ведь управленческие решения не бывают японскими, русскими или немецкими. Они бывают эффективными и нет. А эффективным решениям можно и нужно учиться у всех кто имеет такой опыт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий