вторник, 17 декабря 2013 г.

Кризис. Будем выживать?

Кризис сейчас это основная тема обсуждений. За последние недели мне много раз попадались статьи о том, как компании выжить в кризис. Если максимально упростить их содержание, то сводятся они к двум основным рекомендациям: сокращать расходы и сворачивать инвестиционные программы.
На счёт сокращения расходов спорить не буду. Скажу даже больше. Стремиться к сокращению расходов надо всегда, не зависимо от того, находится экономика в фазе стагнации или подъёма. Это одно из основных правил эффективного бизнеса. Повышение расходов оправдано только тогда, когда оно сулит не просто адекватное увеличение доходов, но повышение эффективности в целом, освоение новых рынков, качественный скачёк и тому подобное. В период бурного роста с 1999 по 2008 наш бизнес привык жить на широкую ногу. Рост расходов окупался доходами с растущих рынков. Но этот ресурс уже выбран. Случился бы мировой кризис или нет, а рано или поздно этот прекрасный период должен был закончиться. И он закончился навсегда. Пора считать деньги, господа. Поверьте, это не сложно. Методики известны. Главное перестроить мышление. Нет, не на экономию, на эффективность. Об этом в своём блоге я писал уже многократно, и буду писать ещё не раз, поскольку именно в этом кроется ключ к успеху.
То же самое относится к инвестициям. Да, проекты, рассчитанные на безудержный рост рынков желательно пересмотреть. Возможно, они не имеют тех перспектив, которые виделись раньше. А вот инвестиции в повышение эффективности бизнеса я бы советовал не просто не сворачивать, но и наращивать. Возможно, именно это и станет залогом выживания в ближайшее время.
Кстати, о выживании. Мне неоднократно доводилось слышать от людей, побывавших в зоне боевых действий подобные фразы: «Те, кто делают своё дело даже под огнём, чаще выживают, те, кто думают только о выживании, чаще гибнут». Бог миловал, не довелось мне побывать на войне. Но вот если приложить это правило к бизнесу, то, похоже, оно действует непреложно. Да, бизнес это война и, как сказал великий китайский стратег Сунь-цзы: «Непобедимость в обороне, победа в наступлении». Стратегия выживания это не просто оборона, это оборона пассивная. Она применима только в самых коротких периодах совсем уж экстремального шторма на рынках. Слишком долго использовать её губительно. Она не только никогда не приведёт к победе, но и защищаться до бесконечности не позволит.
Конечно, стратег бизнеса должен владеть полным набором действий и применять их в соответствии с ситуацией на «фронтах». Рассмотреть их все невозможно в рамках данной короткой заметки. Поэтому мне хотелось бы поговорить об одном «приёме» который стал залогом успеха многих ведущих сейчас экономик мира и, к сожалению, почти полностью упускается нашим бизнесом. Это работа над качеством.

Совсем не зря, в своё время, советская пропаганда неустанно твердила о необходимости «неустанного повышения качества продукции». Увы, всё это осталось на уровне лозунгов и краткосрочных компаний не имевших конкретных результатов. Возможно именно в этом одна из причин катастрофы постигшей советскую экономику. Очень не хотелось бы, чтобы таже участь по той же причине постигла экономику российскую.
В современном мире есть несколько методик контроля и работы над повышением качества продукции. Все они описаны и широко известны и, по большому счёту основаны на единых принципах. Меняется только техника их применения. Казалось бы, чего проще: бери методику, учись, внедряй. Однако, к сожалению, именно это направление деятельности оказалось в нашей стране наименее востребовано. Наш бизнес упорно пытается преуспеть  за счёт агрессивного маркетинга, «оптимизации», а проще говоря, уклонении от налогов, а если уж экономит то, экономит, увы, именно на качестве.
Да, тенденция последних десятилетий это сокращение срока службы вещей, их быстрейшее обновление. На этом построена стратегия очень многих корпораций. Разумеется, если нормативный срок службы товара сокращается, то требования к его качеству и надёжности значительно ниже.  В России эта тенденция оказалась доведена до предела. Настолько, что рынок оказался перенасыщен относительно дешёвыми но совершенно некачественными и недолговечными товарами. Товары же качественные оказались настолько редки и дороги, что для тех, кто хочет закупиться ими, зачастую, оказывается проще и дешевле выехать за границу на шопинг. Это ли насыщенный рынок? Кроме того, в России на очень низком уровне находится сопутствующий сервис, качество обслуживания потребителя. А ведь это то, что обеспечивает дополнительный доход и лояльность клиента. Огромный ресурс! А если есть рыночная ниша, то тот, кто первый заполнит её, может снять «сливки».
Не надо забывать, что кризис это не только и не столько спад производства, сужение рынка и дефицит средств. Это, прежде всего, переразвитие ранее сложившихся стратегий, когда они уже не могут обеспечивать рост, а значит, неизбежно должны быть пересмотрены и заменены. Так что если уж мировая экономика вошла в кризис, вполне можно ожидать, что многие тенденции в ближайшее время будут изменены.
Есть расхожая поговорка: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Под дешёвыми, конечно, имеются ввиду низкокачественные. И это правда. Те, кто пользуются подобной продукцией, как правило, вынуждены куда чаще менять её или тратить деньги на ремонт. Если посчитать расходы за длительный период, то, обычно, получается, что приверженец стратегии «дёшево и сердито» расходует больше средств, чем сторонник «качества по разумной цене». И в кризис эту простую истину вынуждены вспомнить не только предприниматели, но и потребители. Так что можно прогнозировать, что в ближайшее время на рынке поднимется спрос на более качественные товары по разумной цене.
Конечно, выпуск более качественной продукции требует затрат, возразят мне, и совсем не факт, что отпускную цену можно будет сразу повысить. Но не надо забывать, что работа над качеством, это не только повышение качества продукции и сопутствующего сервиса. Это всегда ещё и повышение качества организации бизнес-процессов и оптимизация структуры. А это уже ресурс снижения издержек, притом самый надёжный и в, нашей стране, ещё очень мало используемый. Кроме того, качество продаж, это ещё и вежливый продавец, который умеет выслушать и понять клиента, сервис, который вызывает у клиента желание снова и снова обращаться именно к этому поставщику. Это корпоративная культура и технологичность бизнеса. Затраты на них, на практике, очень невелики, а вот эффект они дают огромный.

Качество – это мощнейший ресурс для российского рынка. Те предприниматели, которые поймут это первыми, смогут в ближайшее время существенно улучшить свои позиции. И уж в любом случае, даже в кризисе, вопрос о выживании для них стоять не будет.

Работа над качеством это, возможно, единственная стратегия, которая может позволить российским компаниям развиться и окрепнуть в новых экономических условиях, от стратегии выживания и глухой оборонный перейти к наступлению и росту.


1 комментарий:

  1. Если предприятие не будет иметь расчетный счет в нужном банке, то его деятельность может закончится в любой момент не зависимо от его деятельности.

    ОтветитьУдалить