среда, 6 ноября 2013 г.

Закон Паркинсона в действии. Как бизнес плодит чиновников и что с этим делать.

Вот только не надо рассказывать, что в бизнесе все работают эффективно и строго на задачу добиться процветания фирмы. Свежо предание, да верится с трудом. Пока работает несколько партнёров-соучредителей, максимум малая группа до восьми человек, понимание, что поделить можно только то, что заработали и чем на меньшее число «едоков» делить, тем больше достанется каждому ещё присутствует. А когда штат разрастается, тут, как говорится, пошло-поехало. Чем больше человек в отделе, тем значимее отдел. Да и работу легче распределить, заменить человека, если что. Самому можно уже не заниматься собственно работой, а только руководством, что много приятнее и почётнее. Когда больше людей, легче управлять, используя противоречия групп. Легче обуздать амбиции местной «звезды», продемонстрировав что незаменимых нет. Если выбить своим зарплаты побольше и соцпакет потолще, они будут лояльнее. Полный спектр законов Паркинсона в действии. Штат растёт как на дрожжах, расходы на персонал зашкаливают. Рентабельность падает. Но каждый начальник отдела прекрасно знает, что если не тянуть одеяло на себя, его перетянут другие. Руководитель оказывается завален заявками на расширение штата и требованиями о повышении окладов. Разобраться в том обоснованы они или нет, не всегда просто и, в любом случае, занимает много времени. И уж точно не должна работа компании превращаться в противостояние топ-менеджеров и руководства среднего звена. Что же с этим делать?



В первую очередь надо поймать тот момент, когда сотрудник коммерческой компании превращается в чиновника, то есть человека может быть квалифицированного и исполнительного, но не ориентированного на конечный бизнес-результат. Настоящие проблемы начинаются именно в этот момент, а вовсе не когда чиновники начинают раздувать административный аппарат. Легко сказать, конечно, сложнее сделать. Как завязать персонал огромной компании со сложной структурой на конечный результат. Но, так или иначе, если вы допустили превращение ваших сотрудников в чиновников, добро пожаловать в мир господина Паркинсона, в котором законы роста бюрократического аппарата и снижения эффективности действуют с непреложностью закона всемирного тяготения.
Как изменить ситуацию? Если сотрудник компании не чиновник, то кто он? Лучше всего, если удастся вывести его на позицию бизнесмена, продающего свои услуги фирме. Многим руководителям не нравится такой подход. Слишком самостоятельными чувствуют себя сотрудники при таком подходе. Может быть. Но если они самостоятельно и активно работают на развитие вашего бизнеса, что в этом плохого? Всё остальное вопрос мотивирования людей и контроля протекающих в компании процессов. А вот если это вас не устраивает, приготовьтесь, что рано или поздно сотрудники превратятся этаких птенцов, постоянно выпрашивающих у вас корм, как у родителей. Дадите мало, обидятся, дадите много, не будут шевелиться. Впрочем, аппетит приходит во время еды. Увы, это тупиковый путь.



Если вывести сотрудника из позиции чиновника, которого вы должны обеспечивать, в позицию бизнесмена продающего вам свои услуги, вы уже существенно улучшите систему взаимоотношений в компании… Но вот денег ещё не сэкономите. А ведь это важнейшая задача!
Но вот здесь очень важно запустить все рыночные механизмы. Во-первых, конкуренцию при покупке услуг (а вы покупаете услуги у ваших работников, а не их самих), тендеры и экономический анализ. Разумеется, надо чётко понимать какой товар вы приобретаете и за какую цену. Поэтому все бизнес-процессы в компании должны быть чётко прописаны. Это позволит, во-первых,  позволяют определить, сколько людей и какой квалификации требуется для решения той или иной задачи. Сопоставление это необходимого числа людей и фактического, иногда даёт совершенно неожиданные результаты. Во-вторых, часто появляется возможность понять как можно оптимизировать сами  бизнес-процессы, а следовательно не только сократить затраты на административный персонал, но и сделать работу оперативнее и чётче. В-третьих, появляется возможность просчитать сколько стоит та или иная операция, а, следовательно, контролировать и оптимизировать себестоимость. Здесь есть много способов экономии средств, от передачи несложных операций менее квалифицированным, а следовательно более низкооплачиваемым работникам, до применения аутсортинга. В-четвёртых, возникает основа для созданию по-настоящему информативной системы управленческой отчётности.
В любом случае, перевод системы отношений в компании с бюрократической, на уровень бизнес-партнёрства и периодический аудит бизнес-процессов это эффективный способ борьбы с развитием компании по печально известным законам Паркинсона. И это обязательно скажется на финансовых результатах деятельности компании.



Аудит бизнес-процессов и содействие в разработке системы мотивации персонала вы можете заказать по электронной почте  dvstepanov69@gmail.com


Комментариев нет:

Отправить комментарий