среда, 3 декабря 2014 г.

Know-how. А вы знаете как на этом зарабатывать?

Данная статья является частью статьи об оценке и использовании нематериальных активов. Полный текст здесь: http://d-step.ru/financy/vash-nevidimyj-kapital-pravilno-li-vy-ocenivaete-i-ispolzuete-to-chem-vladeete

Know-how (от английского «знать как») -это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения) которые используются для осуществления бизнеса и являются результатом творческой (эвристической) деятельности. Проще говоря, это те технологии, которые вы используете в бизнесе. Know-how может  быть предметом купли-продажи. При этом продажа патента или технологии вовсе не обязательно означает, что продавец лишается права на их использование. Так что know-how это выгодный товар.

В бухгалтерском учёте know-how либо не отражается, либо учитывается по стоимости затрат на разработку или покупку программного обеспечения, научно-изыскательские работы и получение патентов. Как и в случае с деловой репутацией и брендом эта цифра не отражает реальной ценности актива. Эта ценность, зависит прежде всего от того экономического эффекта, который вы можете получить используя своё know-how. И здесь важно сказать, что наибольшую ценность имеет именно описанная и стандартизированная технология, на которую получен патент. Пока знания находятся в умах людей, вы  имеете дело с ценными специалистами, не более. Уходя, они уносят свои знания с собой. А вот если вы чётко описали технологический процесс, наладили его так, что смена персонала не приводит к технологическим изменениям, тогда вы можете уже говорить, что именно ваша компания обладает know-how.
Основная задача know-how состоит в том, чтобы достичь конкурентного преимущества на рынке. Собственно в этом и состоят знания: как произвести товар дешевле, качественнее, быстрее, чем у конкурента. И именно та прибыль, которую вы извлекаете из своего know-how и является основным  экономическим эффектом от актива. Бывают, как и с брендом, случаи, когда разработанный know-how настолько прогрессивен, что компания не может полностью реализовать его преимущества на рынке. Тогда есть возможность продать патент или приступить к продаже франшиз, что тоже является очень перспективным бизнесом. При этом бизнес по продаже франшиз на основе know-how даже надёжнее, чем основанный на «аренде бренда». Ведь в этом случае бизнес основан на реальном технологическом процессе, а не на эксплуатации переменчивой моды или настроения потребителей.
Впрочем, все преимущества вы имеете, пока обладаете действительно передовой технологией. Именно поэтому дальновидные бизнесмены непрерывно инвестируют в know-how. Только так можно поддержать высокую стоимость этого актива, поскольку он более других подвержен инфляции по мере развития технологий.

Отрицательной стоимости know-how иметь не может. Ну, какой вам убыток, если вы владеете устаревшими, никому не нужными технологиями и знаниями? Но прибыль из этого извлечь сложно, а значит, стоимость такого актива будет равна нулю.
Хорошо когда у вас есть своё know-how, которое даёт преимущество на рынке? А если такого нет, и конкуренты вас обгоняют? Тогда вопросом выживания вашего бизнеса будет это know-how получить. И если нет возможности разработать самому, значит, его надо приобрести или взять в аренду (купить франшизу или патент).
Нет ничего зазорного в том, чтобы чего-то не знать, стыдно не учиться.
Know-how, обладающее большой стоимостью, может стать тем активом, которое поможет возродить ваш бизнес, когда все остальные активы уже потеряны, поэтому know-how следует беречь и охранять как коммерческую тайну и интеллектуальную собственность, а так же стараться постоянно поддерживать его высокую стоимость.
Для отдельного человека кроме знаний, умений и изобретений к  know-how можно отнести ещё и личные связи с влиятельными лицами. Такой актив на практике часто действительно очень дорого стоит и может принести немалые дивиденты. Частное лицо, обладающее know-how, так же может использовать свои знания и в качестве наёмного работника, получая повышенную зарплату и для продажи патентов на своё изобретение. Кроме того, know-how может стать прекрасной возможностью для открытия собственного бизнеса.
Know-how, в отличие от репутации и бренда,  редко увеличивается в цене без дополнительных инвестиций. Однако в современном мире именно знания и технологии в первую очередь обеспечивает коммерческий успех. Know-how позволяет получить конкурентное преимущество на рынке для своих товаров и услуг, а также развивать франчайзинговый бизнес. Наличие ценного know-how чрезвычайно повышает устойчивость бизнеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий