Данная
статья является частью статьи об оценке и использовании нематериальных активов.
Полный текст здесь: http://d-step.ru/financy/vash-nevidimyj-kapital-pravilno-li-vy-ocenivaete-i-ispolzuete-to-chem-vladeete
Know-how (от английского
«знать как») -это сведения любого характера (изобретения, оригинальные
технологии, знания, умения) которые используются для осуществления бизнеса и
являются результатом творческой (эвристической) деятельности. Проще говоря, это
те технологии, которые вы используете в бизнесе. Know-how может быть
предметом купли-продажи. При этом продажа патента или технологии вовсе не
обязательно означает, что продавец лишается права на их использование. Так что know-how это выгодный
товар.
В бухгалтерском учёте know-how либо не
отражается, либо учитывается по стоимости затрат на разработку или покупку
программного обеспечения, научно-изыскательские работы и получение патентов.
Как и в случае с деловой репутацией и брендом эта цифра не отражает реальной
ценности актива. Эта ценность, зависит прежде всего от того экономического
эффекта, который вы можете получить используя своё know-how. И здесь важно сказать, что наибольшую ценность
имеет именно описанная и стандартизированная технология, на которую получен
патент. Пока знания находятся в умах людей, вы имеете дело с ценными специалистами, не более.
Уходя, они уносят свои знания с собой. А вот если вы чётко описали
технологический процесс, наладили его так, что смена персонала не приводит к
технологическим изменениям, тогда вы можете уже говорить, что именно ваша
компания обладает know-how.
Основная задача know-how состоит в том, чтобы достичь конкурентного
преимущества на рынке. Собственно в этом и состоят знания: как произвести товар
дешевле, качественнее, быстрее, чем у конкурента. И именно та прибыль, которую
вы извлекаете из своего know-how и является основным
экономическим эффектом от актива. Бывают, как и с брендом, случаи, когда
разработанный know-how настолько
прогрессивен, что компания не может полностью реализовать его преимущества на
рынке. Тогда есть возможность продать патент или приступить к продаже франшиз,
что тоже является очень перспективным бизнесом. При этом бизнес по продаже
франшиз на основе know-how даже надёжнее, чем основанный на «аренде
бренда». Ведь в этом случае бизнес основан на реальном технологическом
процессе, а не на эксплуатации переменчивой моды или настроения потребителей.
Впрочем, все преимущества вы имеете,
пока обладаете действительно передовой технологией. Именно поэтому дальновидные
бизнесмены непрерывно инвестируют в know-how. Только так можно поддержать высокую стоимость
этого актива, поскольку он более других подвержен инфляции по мере развития
технологий.
Отрицательной стоимости know-how иметь не может.
Ну, какой вам убыток, если вы владеете устаревшими, никому не нужными
технологиями и знаниями? Но прибыль из этого извлечь сложно, а значит,
стоимость такого актива будет равна нулю.
Хорошо когда у вас есть своё know-how, которое даёт
преимущество на рынке? А если такого нет, и конкуренты вас обгоняют? Тогда
вопросом выживания вашего бизнеса будет это know-how получить. И если нет возможности разработать
самому, значит, его надо приобрести или взять в аренду (купить франшизу или
патент).
Нет
ничего зазорного в том, чтобы чего-то не знать, стыдно не учиться.
Know-how, обладающее большой стоимостью, может стать тем
активом, которое поможет возродить ваш бизнес, когда все остальные активы уже
потеряны, поэтому know-how следует беречь и охранять как коммерческую тайну и
интеллектуальную собственность, а так же стараться постоянно поддерживать его
высокую стоимость.
Для отдельного человека кроме знаний,
умений и изобретений к know-how можно отнести
ещё и личные связи с влиятельными лицами. Такой актив на практике часто
действительно очень дорого стоит и может принести немалые дивиденты. Частное
лицо, обладающее know-how, так же может использовать свои знания и в качестве
наёмного работника, получая повышенную зарплату и для продажи патентов на своё
изобретение. Кроме того, know-how может стать прекрасной возможностью для открытия
собственного бизнеса.
Know-how, в отличие от репутации и бренда, редко увеличивается в цене без дополнительных
инвестиций. Однако в современном мире именно знания и технологии в первую
очередь обеспечивает коммерческий успех. Know-how позволяет получить конкурентное преимущество на
рынке для своих товаров и услуг, а также развивать франчайзинговый бизнес.
Наличие ценного know-how чрезвычайно повышает устойчивость бизнеса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий