четверг, 16 января 2014 г.

У вас проблемы!

Обратил внимание на интересную особенность: на сайтах, где общаются предприниматели, самым распространённым оскорблением является фраза: «У вас в бизнесе проблемы». При этом, очевидно, предполагается, что у говорящего в бизнесе никаких проблем нет.
Звучит, если честно, смешно. Бизнес, в котором нет проблем, имеет одну большую проблему – это мёртвый бизнес. В признании проблем нет ничего оскорбительного или унизительного ни для собственника, ни для менеджеров. Бизнес это живой организм, который либо развивается, либо стагнирует. Старение, стагнация, развал, это уже само по себе проблема. Но и бурный рост всегда рождает десятки и сотни проблем. Не зря же есть термин «проблемы роста».

Развиваясь, бизнес проходит множество этапов: от малой группы к структурированной компании, далее интегрированному холдингу, включающему в себя различные предприятия и направления бизнеса. Принципы управления, маркетинга, информационного обмена, контроля качества во всех этих случаях будут различными. Более того, то, что хорошо в одном случае, станет тормозом, если не могильщиком бизнеса в другом. Но это лишь самые укрупнённые этапы. Каждый из них имеет множество своих подэтапов, каждый из которых приносит с собой множество новых проблем. И это лишь вопросы внутреннего развития. А ведь есть ещё внешняя среда. Конъюнктура рынка меняется от подъёма к насыщению, далее к стагнации и через кризис выходит к новому росту. Каждая фаза предполагает новые проблемы и пути их решения. И опять же понятно, что способы решения будут разными, в зависимости от того в какой фазе своего развитие находится бизнес. В итоге мы имеем бесчисленное количество ситуаций, каждому из которых соответствует свой оптимальный способ решения. Проблема следует за проблемой. Но здесь есть хорошая новость:
Проблем без решения не существует в принципе.
Но правда состоит в том, что:
Решение проблем начинается с их осознания.
Разумеется, любой квалифицированный бизнес-консультант скажет, что проблемы надо решать не по мере их появления, а предупреждать их возникновение заранее и будет абсолютно прав. При этом любой практик заметит, что фактически это невозможно и так же будет абсолютно прав. Идеальная модель потому и идеальна, что существует только гипотетически. Конечно надо предпринять все усилия, для того, чтобы приблизить практику к идеалу. Но иметь идеальную практику… Ах, мечты, мечты.
Так что нет ничего оскорбительного в том, чтобы услышать: «У вас проблемы». Более того, если тот, кто это говорит, ещё и в состоянии толково объяснить в чём он видит проблемы вашего бизнеса и поможет вам по-новому взглянуть на ситуацию, то за это ещё и деньги заплатить не жалко. Ведь чем раньше проблема вскрыта, тем легче её решить, а если предвидеть её появление, то связанные с ней потери действительно можно минимизировать.
А вот утверждать «у меня нет проблем» может только очень самонадеянный человек. Это известно бизнесменам и менеджерам всего мира. А уж в России, в силу специфических особенностей формирования её бизнес-среды проблем накоплена масса. Мне многократно доводилось увидеть даже значительные организационные проблемы в компаниях занимающихся консалтингом. То есть у тех, кто учит как строить бизнес и знакомы с теорией управления и маркетинга. Что говорить, о компаниях, созданных «на глазок» и «интуитивно». Такие компании по определению несут в себе множество мин замедленного действия. И эти мины неизменно взрываются как раз тот момент, когда внешние обстоятельства или стадия развития бизнеса более всего тому способствуют.

Здесь есть ещё одна хорошая новость. Все эти мины можно обезвредить и создать условия для того, чтобы новые не появлялись. Методики это работы известны. Не мы первые, не мы последние. Международная практика знает множество способов оптимального действия в различных ситуациях. Мне, со своей стороны, приходилось неоднократно применять эти наработки в российской практике. Уверяю, работает прекрасно. Но для того, чтобы применить эти методы, нужно сделать лишь небольшой шажок, сказать: «у меня проблемы».
Единственное что не даёт это сделать большинству предпринимателей это страх показаться неудачником. Но это иллюзия. Реальную возможность стать неудачником, то есть провалить свой проект, потерять своё дело, имеет как раз тот, кто отрицает наличие проблем в своём бизнесе. Тот, кто признаёт наличие проблем и решает их, напротив, имеет все шансы стать успешнейшим бизнесменом.
Перефразируя известную поговорку
Проблем нет у того, кто ничего не делает.


У вас проблемы? Давайте решать их вместе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий