среда, 21 июня 2017 г.

6 этапов большого и малого бизнеса

Недавно, обсуждая вопросы создания семейного бизнеса, довелось сформулировать этапы которые проходит любой бизнес-проект. Думаю, классификация получилась удачной и поэтому решил зафиксировать её в виде небольшой статьи. «Скучна теория мой друг» но… Дело в том, что нечёткое понимание фазы, в которой находится бизнес, особенно в период подготовки и запуска стартапа приводит к немалым проблемам. А потому предлагаю следующую схему и постараюсь быть максимально лаконичен, дабы не отнимать лишнее время у читателя.
Каждый бизнес (независимо от того, идёт ли речь о запуске первого и единственного бизнеса человеком, семьёй, группой партнёров, или о создании нового направления уже существующая бизнес-структура)  проходит следующие этапы:
Идея —> Бизнес-идея —>Бизнес-проект —> Запуск проекта —> Развитие проекта —> Выход из проекта.


  • Идея.
То с чего начинается бизнес. Некое семя из которого прорастает (или не прорастает) будущий бизнес проект). Она несёт в себе замысел в какой сфере человек (или компания) хотели бы реализовать свои бизнес-амбиции.
Например: «Хочу открыть кафе».
Чаще всего мысль потенциальных бизнесменов движется в направлении наиболее доходных сфер бизнеса. Логика в этом есть, но здесь важно и другое. Даже в самом прибыльном бизнесе, на бурно растущем рынке со слабой конкуренцией, надо обладать необходимой компетенцией, чтобы реализовать проект удачно. Желательно уже иметь опыт работы в этой сфере. Впрочем, по-настоящему высокой квалификации всегда достигают люди, которые искренне любят своё дело. Поэтому,
В первую очередь идеи для бизнеса стоит искать среди своих увлечений и занятий, от которых вы получаете удовольствие.
Нестрашно, если на этом рынке уже действует немало конкурентов. Если дело действительно ваше и, когда вы им занимаетесь, душа у вас поёт и всё спорится, попробуйте. Шансы прекрасные. Ведь не смущает же вас, при выборе специальности, что на рынке труда уже немало специалистов в этой области. Но, как и с выбором жизненного пути,
Идею своего бизнеса надо взрастить и взлелеять самому и чётко определиться, что это дело действительно вам по душе.
И так, идея найдена. Но запустить бизнес или даже подготовить его запуск с потенциальными партнёрами на этой стадии невозможно. Нужно сформировать бизнес-идею.
  • Бизнес-идея.
Отличие бизнес-идеи от просто идеи состоит в том, что здесь формулируется уже более конкретно как будет выглядеть бизнес, какую потребность будет удовлетворять, на каких клиентов будет ориентирован. На этой стадии можно примерно прикинуть «цену вопроса», то есть примерные затраты которые придётся понести для запуска проекта. Можно придумать какую-то «фишку», которая будет вас выделять.
Например: «Хочу открыть кафе европейской кухни эконом-класса, на 50-60 посадочных мест в таком-то районе. Оформление будет выполнено в морской тематике. Потенциальными клиентами будут работники офисов, которым будут предложены бизнес-ланчи. Кафе будет предлагать проведение банкетов, свадеб и других торжеств. По выходным в нём будет работать детский аниматор, чтобы сделать кафе привлекательным для семей с детьми. Ориентировочная стоимость проекта от 3 миллионов рублей».
Теперь более или менее ясно как будет выглядеть бизнес, кем будут потенциальные клиенты и чем проект будет для них привлекателен. Хватит ли вам собственных ресурсов или надо искать партнёров и инвесторов.  Ясно уже, в каком районе искать помещение и какой квалификации персонал набирать. Можно даже начать предварительные переговоры с потенциальными партнёрами и инвесторам.
Обычной ошибкой инициаторов нового бизнеса является попытка привлечь потенциальных партнёров и инвесторов в идею бизнеса не проработанную до уровня бизнес-идеи. Обычно это не приносит результата.
Прорабатывая бизнес-идею, желательно обсудить её с теми, кто знаком с данным видом бизнеса. Возможно, прорабатывая её, вы что-то не учли, недодумали, не заметилили подводных камней. Советы постороннего человека, знакомого с этой сферой, или даже нескольких потенциальных клиентов могут быть очень полезны. Не стоит отступать, если вам начнут описывать всякие ужасы. Другие то участники рынка эти проблемы как-то решают. Но вот понять насколько вы психологически готовы к данному бизнесу очень важно. Любую информацию надо перепроверить и взвесить, чтобы быть готовым к реалиям бизнеса которым вы решили заняться. Возможно, на этом этапе вам придётся корректировать бизнес-идею. Но ведь лучше это сделать заранее, на стадии обдумывания,  чем менять уже на стадии реализации проекта.
Проработав бизнес-идею, можно приступить к разработке бизнес-проекта.
  • Бизнес-проект.
Бизнес-проект включает в себя организационный план всех действий, которые вы должны произвести для того, чтобы запустить бизнес. В нём должны быть предусмотрены организационно-правовые формы, на основе которых реализуется проект, получение необходимых лицензий, наём персонала. Маркетинг – очень важная часть бизнес-проекта. Вы должны чётко представлять каких клиентов и как вы будете привлекать. Вы должны определиться какую технологию и какое оборудование будете использовать. Ну и, конечно, финансовая часть. Здесь вы чётко должны рассчитать какие средства необходимы для реализации проекта и откуда вы их возьмёте. Притом сделать календарный план мероприятий и расходов. Необходимо составить финансовый проекта план рассчитать окупаемость. Притом, профессиональным подходом будет рассчитать его по дисконтируемой прибыли, а если проект должен быть представлен серьёзным инвесторам ещё и IRR и NPV. Описание этого проекта будет называться бизнес-планом. Его не обязательно готовить как отдельный документ, если вы с начала до конца реализуете проект за собственный счёт, либо в сообществе партнёров. Достаточно просто общего понимания данных вопросов. А вот если планируете привлечение инвесторов в уже готовый проект, банковских инвестиционных кредитов, бизнес-план подготовить придётся. И чем детальнее и профессиональнее он будет сделан, тем больше шансов привлечь финансирование в проект.
К планированию не надо относиться пренебрежительно. Все фразы в стиле «Сначала ввяжемся в драку, а потом посмотрим», это либо бахвальство дилетантов, либо кокетство опытных менеджеров, просто не желающих раскрывать свои методы подготовки. Мировая практика показывает, чем чётче проведено планирование на предварительном этапе, тем больше шансов на успех и меньше вероятность потерь и срывов при его реализации. Вполне возможно, что при разработке проекта откроются какие-то факторы, которые заставят вас перерабатывать его или даже вернуться на шаг и пересмотреть бизнес-идею. Это рабочий момент. Более того, это одно из преимуществ планирования. Столкнуться с подобной проблемой, когда реализация проекта уже началась, деньги потрачены, наняты сотрудники куда неприятнее. Поэтому не поленитесь тщательно подготовить бизнес-проект.
Не стоит брезговать в разработке проекта и помощью экспертов- консультантов. Каким бы великолепным специалистом вы не были, одинаково хорошо разбираться и в технологиях используемых в вашем бизнес, и в управлении финансами, и в маркетинге, и во всех аспектах гражданского и трудового права, и в налогах вы просто не сможете. А ошибка на стадии подготовки проекта стоит дорого. Мне доводилось слышать аргумент: «Я доктор физико-математических наук, уж с финансами и юридическими вопросами разберусь». Увы, этот человек именно с этими вопросами и не разобрался, да ещё и допустил ряд ошибок в менеджменте, из-за чего потерял бизнес. Пироги должен печь пирожник, сапоги делать сапожник, экономикой заниматься экономист, а правовые вопросы решать юрист. Тем более что в ниши дни нет необходимости набирать всех специалистов в штат, а можно воспользоваться схемой аутсорсинга. При подготовке проекта каждый рубль потраченный на грамотных экспертов обычно экономит сотни и тысячи рублей на стадии реализации проекта и избавляет собственника от поиска оптимального решения методом «танца по граблям» и набивания шишек.
И так, бизнес-проект готов. Можно приступить к его реализации.
  • Запуск проекта.
Эта фаза, собственно, состоит в реализации подготовленного ранее бизнес-проекта. И здесь следует сказать, что мне неизвестно ещё ни одного коммерческого проекта, который был бы реализован в точности с предварительно подготовленным планом. Это касается даже проектов реализуемых в США, Германии и Японии менеджерами высочайшего класса. Нечего и говорить, что в России эти «отклонения» куда как значительны. Но тут важно запомнить одно правило:
Полководец, выходящий на сражение и полагающий, что всё пойдёт по его плану вряд ли преуспеет. Но полководец, выходящий на битву вообще без плана, обречён.
Надо быть готовым к неожиданностям надо уметь оперативно вносить корректировки в график реализации проекта а, возможно, и в сам проект. Тогда есть шанс успешно довести его до конца.
Когда можно считать проект запущенным? Есть 4 важные точки.
  1. Начало продаж, поступление первых доходов.
  2. Момент, когда входящий денежный поток начинают превышать исходящий.
  3. Компания начинает получать чистую прибыль.
  4. Достижение окупаемости проекта.
Каждый из этих моментов очень важен и может отмечаться как стадия запуска проекта. Однако полностью запущенным проект я бы считал только после достижения им окупаемости. Впрочем, здесь есть одно «но». Полностью «запущенной» машину можно считать только когда вышла на свои оптимальные показатели. Так и бизнес по-настоящему запущен только тогда, когда все бизнес-процессы в нём отлажены и работают в «автоматическом режиме». «Ручное управление» неизбежно в стадии запуска бизнеса. Однако, с точки зрения менеджмента, бизнес запущен именно тогда, когда от хаотического управление компания переходит к системной работе в режиме хорошо отлаженной машины. Строго говоря, это должно произойти где-то между моментом начала продаж (1) и выходом на положительный cash-flow (2). В российской практике, увы, этого часто не происходит даже по достижению окупаемости проекта.
Хаотическая система управления крайне неэффективна, не позволяет полностью реализовать потенциал компании и может привести к преждевременной гибели предприятия. Поэтому в полной мере запущенным бизнес-проект в котором не произведена отладка бизнес-процессов и не налажена чёткая система управления я не могу. Тому как навести порядок в бизнесе  посвящено несколько статей на этом сайте. Помощь предпринимателям в наведении порядка в своих компаниях это одно из направлений моей деятельности. Если для вас это актуально, не советую пренебрегать этими возможностями.
  • Развитие бизнеса.

В середине прошлого века у лётчиков была поговорка: «Взлёт опасен, полёт приятен, посадка трудна». Это относится и к бизнесу. Предыдущие четыре фазы относились к «взлёту». Именно на них гибнет большинство проектов. Пятая фаза – самая приятная. Бизнес-процессы отлажены, бизнес работает. Наслаждайтесь «полётом». Но здесь важно помнить, что бизнесу, как живому организму, претит статика. Он должен развиваться, или он будет стагнировать. Да и жизнь не стоит на месте. То, что идеально работало вчера, сегодня уже не отвечает требованиям рынка. Если компания развивается стабильно и непрерывно, внешне может показаться, что она не меняется. Но это вовсе не так. А вот компании, которые позволяют себе закостенеть, не развиваться длительное время, периодически встают перед необходимостью кардинальных реформ или перестроек. Так или иначе, тот, кто не развивается и не меняется, быстро сходит со сцены.
Развиваться можно количественно и качественно. О том, как развивать бизнес после его запуска, лучше всего подумать ещё на стадии проработки проекта. Но здесь уже не стоит проводить слишком детальное планирование. Жизнь всегда внесёт свои коррективы, а, возможно, и подскажет новые, неожиданные решения. Главное не застывать на месте и не отвергать никакую возможность для развития. Скажем, вряд ли в начале прошлого века компания «Тоета», выпускавшая швейные машинки, могла предположить, что станет крупнейшим в мире производителем автомобилей, а всемирно известно компания «Ролс-Ройс», не знавшая конкурентов, предполагала, что пройдёт через финансовый крах и станет дочерней компанией немецкого автоконцерна. Развиваться и расти необходимо. Можно открывать новые филиалы, осваивать новые рынки и направления бизнеса, открыть продажу франшиз, как сделали многие известные компании. Можно пойти по пути усложнения решаемых задач, повышения качества обслуживания. Скажем кафе эконом-класса постепенно вывести на уровень элитного ресторана. Но, лучше всего, когда одновременно идёт и количественное и качественное развитие бизнеса. Именно это залог наиболее длительного и успешного существования проекта. О том, как это сделать, читайте публикации в этом разделе и не стесняйтесь обращаться к автору, если у вас есть вопросы.
  • Выход из проекта.
Всё что имеет начало, имеет и конец. В полной мере относится это и к бизнес-проектам. Это «посадка», неизбежно завершающая любой полёт. Как утверждали пилоты прошлого века, она всегда трудна. Трудна она и в психологическом плане и в плане техники выхода из бизнеса, поскольку необходимо сделать это с максимальной выгодой для себя и, при этом,  «экологично», не понеся собственных финансовых и репутационных потерь и не навредив делу, которое ты создал и развивал долгое время. Здесь так же может потребоваться помощь специалистов со стороны, поскольку решаемые тут задачи неординарны и специфичны.
Существуют проекты с изначально ограниченным сроком жизни. Таковых больше всего в сфере шоу-бизнеса. В этом случае то, как будет осуществляться выход из проекта должно быть предусмотрено ещё на стадии подготовки бизнес-плана.
Увы, но по целому ряду причин, и не всегда зависящих от них самих, предприятия часто терпят финансовый крах. К сожалению, культура банкротства в России отсутствует в принципе. Более того, при первых признаках надвигающейся угрозы, многие менеджеры и собственники стремятся как можно быстрее покинуть проект, «спрыгнуть с парашютом» и тем часто губят ещё совсем не обречённое предприятие. Мне довелось реализовать два успешных антикризисных проекта, предотвратившие банкротство предприятий и я могу утверждать, что ситуация которая очень часто считается в российском бизнесе безвыходной, отнюдь не приговор. Впрочем, и в случае если банкротство неизбежно, выход из проекта можно произвести красиво с минимальными потерями.
Бывает, что созданный бизнес приходится продать. Происходит это по разным причинам. Иногда бизнес исходно создаётся для продажи, после чего собственники приступают к реализации нового проекта, который опять же продадут, когда его капитализация достигнет нужной точки. Это очень неплохая, хоть и хлопотная бизнес-стратегия, которая обычно приносит доходы более высокие, чем эксплуатация имеющегося предприятия. В этом случае продажа бизнеса готовится так же на стадии бизнес-плана, да и сама компания выстраивается особым образом, чтобы быть максимально привлекательной для будущих покупателей.
Бывает, что жизненные обстоятельства вынуждают человека расстаться со своим детищем. Особенно это заметно сейчас, когда в обществе сильны настроения «пора валить». Многие сворачивают или продают свой бизнес и отправляются в дальние края. И здесь к выходу из проекта нужно отнестись серьёзноу и провести комплекс мер, чтобы сделать это с наибольшей выгодой. Как это сделать, разговор особый и непростой. Тут много нюансов и тем кто заинтересован в реализации такого проекта я предлагаю обратиться непосредственно ко мне, для того, чтобы обсудить именно ваш случай в деталях.
Чаще всего, впрочем, люди говорят о том, что хотели бы передать свой бизнес по наследству детям и внукам. Замечательное желание. Но здесь надо помнить, что передача бизнеса наследникам это тоже отдельный проект, иногда более сложный, чем продажа бизнеса. Ведь передача управления должна произойти так, чтобы не навредить бизнесу и в тот момент, когда приемник будет иметь необходимую квалификацию и психологическую готовность для этого. Увы, в России слишком много примеров, когда  передача бизнеса наследникам, без должной подготовки, приводила к гибели предприятия и большим финансовым потерям для семьи. Проект по передаче бизнеса в наследство должен быть запущен загодя, чем раньше, тем лучше. Он должен включать и соответствующую подготовку бизнеса и наследника. Только тогда можно быть уверенным, что ваше детище, под руководством ваших потомков просуществует долгое время, чего я вам искренне желаю.
Если у вас возникли вопросы по изложенному материалу, не стесняйтесь обращаться к автору статьи. Я оказываю консалтинговую поддержку предпринимателям на всех стадиях бизнеса, он формирования бизнес-идеи до выхода из проекта. Работая с разными видами предприятий и формами собственности. При необходимости окажу поддержку в реализации программы запуска нового бизнеса, антикризисного управления, выхода из проекта. Мои высокопрофессиональные партнёры готовы оказать содействие в области разрешения семейных проблем, возникших при совместном ведении бизнеса а так же посодействовать бизнес-эмиграции. Обращайтесь.

Статья написана 03.07.2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий