Незабвенный Брюс Ли когда-то предлагал
установить памятник бойцам "искалеченным традиционными стилями". Честно говоря,
чем дольше занимаюсь управленческим консалтингом, тем настойчивее приходит
желание инициировать создание памятника всем пострадавшим от тренингов и
коучингов. Всё чаще приходится работать даже не с «белыми листами», которых
надо чему-то научить и объяснить, а с людьми настолько «переученными» на
всевозможных тренингах и семинарах, что груз полученной информации просто
мешает им действовать эффективно, И дело здесь даже не в том, что на консалтинговом
рынке очень много откровенной халтуры и некачественных предложений. Есть и
такое. Но есть и очень высоковалифицированные консультанты, прекрасные
бизнес-тренеры, очень ценные программы. Проблема в другом.
Бизнес это война. Такую формулу вывел
создатель фирмы „Panasonic” Коносуки
Мацусита, положил это утверждение в основу бизнес-философии и одержал
убедительную победу на рынке. И, как говорил почитаемый господином Мацусита, да
и всем японским бизнес-сообществом, знаменитый японский мастер меча Миамото
Мусаси: «неважно, управляешь ты многочисленной армией, или сражаешься в
поединке на мечах, стратегия всегда одна». Поэтому в разговоре о бизнесе,
уместно не только проводить аналогии со стратегией управления войсками, но и с
рукопашным боем.И вот здесь бы хотел поделиться некоторыми наблюдениями, благо
аналогии весьма яркие.
Брюс Ли, отчаянно критиковавший
традиционные системы единоборств, более всего горевал не о том, что они плохи
сами по себе. История отсеяла действительно неэффективные системы. Но, за
долгие годы своего существования, системы ставшие традиционными, окостенели,
застыли, «отлились в бронзе». Очень хорошо для памятника, очень плохо для
живого боя, где обстановка меняется каждое мгновение и спонтанность и импровизация
куда ценнее застарелых, заученных и заготовленных схем. В карате таких
любителей шаблонных действий часто называют «деревянными бойцами»
В бизнесе происходит тоже самое. Клиенты
часто жалуются, что приёмы менеджмента, изученные на тренингах, не работают. Увы,
в действующей системе бизнес-обучения это закономерно. Искусство бойца состоит
в том, чтобы выиграть бой, сориентировавшись в любой неординарной ситуации,
против любого нестандартного противника. Искусство менеджера состоит в том,
чтобы изучить и понять принцип действия известных «кейсов» и применить их в
конкретных ситуациях. Притом не стоит забывать, что каждый случай индивидуален.
Готовых рецептов нет. Эсть только общие законы и принципы, а дальше полная
свобода действий. Но большинство тренингов и бизнес-консультантов обучают в
стиле: «Если имеем вариант «А» следует действовать по схеме № 3». То что
вариант «А» имеет тысячу и один фактор, которые предполагают совершенно различные
способы применения схемы № 3, а то и исключают возможность её использования, во
внимание не принимается. Просто, ясно, очень хорошо для семинарских занятий. На
практике кончается плохо. В боевых искусствах наказание следует мгновенно,
прямо на татами. В менеджменте результат становится очевидным значительно
позже. Но всё же последствий не избежать. Бизнес не прощает ошибок, так же как
и рукопашный бой. И, как в рукопашном бою, если тренер или руководитель
постоянно твердит себе как он должен действовать согласно учебнику или мнению
какого-то известного бизнес-гуру, он утратит преимущество спонтанности и
незашоренного, свежего взгляда. Заезженные классические схемы менеджмента эту
потерю не компенсируют.
Так что же, тренинги и обучения не
нужны? Лучше всегда действовать спонтанно и интуитивно? Многие так отстроили
свой бизнес. И всё же.
Полководец
который идёт на сражение, полагая, что всё пойдёт по его плану, скорее всего
проиграет. Но полководец, который выходит совсем без плана, обречён.
Эту фразу я всегда повторял тем, кто
занимался у меня восточными единоборствами и сейчас повторяю тем, с кем
занимаюсь вопросами менеджмента. Все изречения в стиле «Сначала ввяжемся в бой,
потом посмотрим», это либо кокетство серьёзных стратегов, просто нежелающих
раскрывать своих приёмов, либо фрондёрство малоопытных профанов. К бою
готовиться необходимо. Надо учиться действовать эффективно, чётко и слажено. Спонтанность
особенно хороша, когда боец готов интуитивно применить прекрасно отточенный и
отработанный приём. Для этого и существует обучение. Наследники многомиллионных
состояний вовсе не зря проходят обучение в Оксфорде, Гарварде и других
престижных университетах. Карьеру им делать не надо. Для «понтов» можно придумать
и способ попроще. Значит, классическое обучение стоит того. Более того,
поскольку мир меняется стремительно, современный менеджер просто обязан
непрерывно обучаться и повышать свою квалификацию. Так и происходит и на Западе
и в России. У мировых лидеров такой подход даёт прекрасные результаты. Так
почему не работает в наших условиях?
Занимался я в своё время у одного весьма
острого на язык тренера, который говорил о молодых бойцах, которые обожали
бегать по разным семинарам всевозможных заезжих сенсеев: «Нахватался знаний как
собачка блошек». Этакое неуважение к знаниям, переданным большими мастерами,
уважаемыми мэтрами. Но, что самое удивительное, одни те же знания, для кого-то
служат средством прорыва на новый уровень, а для кого-то оказываются обузой,
которая тянет вниз. Разница только в одном: в системности получения информации
и освоения навыков.
В конце 90-х в России приехал один из
известных японских мастеров карате. Когда его попросили охарактеризовать то,
что он увидел в российских школах карате, он с улыбкой сказал: «Работа
проделана большая. Но, вы знаете, если нет базы, то нет ничего».
Те, кто имеют некий стержень,
наработанную базу, систематически развивают себя, чётко знают в какую «ячейку»
положить новообретённый материал. И тогда он усиливает их. А если идёт простое
накапливание приёмов, изучение информации «списком», то накопленный груз
несистематизированных знаний становится обузой. Такой человек не знает, не
чувствует когда и как применить тот или иной приём, хаотично хватается то за
один, то за другой шаблон, не понимая сути своих действий. Увы, это даже хуже,
чем не знать ничего. И в рукопашном бон и в бизнесе это прямой путь к
поражению.
К сожалению именно в России системность
подготовки и базовые знания страдают больше всего. Очень многие компании
созданы «на глазок», интуитивно. Внимание, интуитивно (!), и именно это
принесло успех. Но большие компании интуитивно и «на глазок» не управляются.
Такой подход хорош для стартапа, рывка. Но длительную дорогу на одном
энтузиазме и чутье не осилишь. Нужна система, нужны глубокие знания в целом ряде
областей, от менеджмента, юриспруденции, психологии и финансов и до нюансов
используемых технологий и рынков. Это система подготовки, здесь нужен тренинг.
Противоречит ли это спонтанности и
интуитивному управлению? Здесь Восток, который так обожает неоднозначность
отвечает «и да, и нет». Спонтанность, интуитивность, дзен и техника,
знания, системность находятся на противоположных сторонах оси. Но это ось
колесницы, для которой важны оба колеса. Убери любое, и колесница завалится на
бок. Так писал мастер дзен Такуан Сохо мастеру меча Тадасима Ягью. Это правило
неплохо помнить и занимаясь бизнесом.
В России же произошло так. Запустив
бизнес на интуиции и спонтанных решениях, успешные предприниматели достаточно
быстро поняли, что нужна техника и знания. Возникла мода на обучение и
тренинги. Увы, как обычно бывает при возникновении любой моды, увлеклись
формой, а не содержанием. Как обычно бывает в России, из одной крайности
бросились в другую, от интуитивного управления, к технике менеджмента. Но и
технику стали выстраивать несистемно. Возникло впечатление, что чем больше
тренингов посетить, тем лучше. Это как бегать по спортзалам и просить разных
тренеров: «покажи приёмчик». Выстраивание структуры, закладка базы, вещь
трудоёмкая и не терпящая спешки. Техника управления должна базироваться на
фундаментальных принципах, выстраиваться исходя из особенностей характера
каждого менеджера. Но когда возникает иллюзия, что если я отстроил бизнес, то
этот ваш менеджмент возьму одной левой... Спонтанность и интуитивность в
руководстве давно потеряна. Полученные на тренингах техники применяются
шаблонно. Получается классический «деревянный боец».
А рынок тренингов и бизнес-консультаций
давно уже выстроился под запрос клиента «покажи приёмчик». Коротко, быстро,
желательно под пальмами в приятной компании, с умным видом что-то рассказать,
развить красивую теорию и прочитать пару приёмов из учебника менеджмента,
обернув в экзотическую обёртку восточной философии, учения друидов и жрецов
древнего Египта. А если у вас что-то не работает, то это потому что, вы ещё не
посетили наш очередной тренинг на Гоа, в Тайланде или Подмосковье. Деньги
переводите на этот счёт, и ждём вас с нетерпением. Записывайтесь и приводите
друзей. Самые квалифицированные и честные из бизнес-тренеров, конечно, пытаются
дать клиентам нечто системное и действительно стоящее, помочь выстроить систему
под себя, действовать осознано, а не шаблонно. Но ведь для того, чтобы
свершилась передача, надо не только чтобы был тот, кто готов дать, но и тот,
кто готов взять.
Увы, действующая система
бизнес-тренингов и консультаций всё больше порождает этаких «калек»,
перегрузившихся знаниями, которые вместо крыльев, стали для них гирями на ногах
и путами на руках. Часто, благодаря такой особенности российского
бизнес-образования все бизнес-тренеры и консультанты объявляются шарлатанами,
которые «впаривают воздух». Что же, примерно так уличный боец свысока смотрит
на учеников традиционных школ единоборств. Уж он то знает, как много даёт его
опыт и спонтанность, по сравнению с «деревянными бойцами». Но это пока не
довелось встретить действительно серьёзного мастера. Нет, не чтобы быть битым,
а чтобы открыть новые горизонты и поехать на колеснице с двумя, а не одним
колесом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий