понедельник, 18 мая 2015 г.

Памяти жертв бизнес-тренингов

Незабвенный Брюс Ли когда-то предлагал установить памятник бойцам "искалеченным традиционными стилями". Честно говоря, чем дольше занимаюсь управленческим консалтингом, тем настойчивее приходит желание инициировать создание памятника всем пострадавшим от тренингов и коучингов. Всё чаще приходится работать даже не с «белыми листами», которых надо чему-то научить и объяснить, а с людьми настолько «переученными» на всевозможных тренингах и семинарах, что груз полученной информации просто мешает им действовать эффективно, И дело здесь даже не в том, что на консалтинговом рынке очень много откровенной халтуры и некачественных предложений. Есть и такое. Но есть и очень высоковалифицированные консультанты, прекрасные бизнес-тренеры, очень ценные программы. Проблема в другом.

Бизнес это война. Такую формулу вывел создатель фирмы „Panasonic” Коносуки Мацусита, положил это утверждение в основу бизнес-философии и одержал убедительную победу на рынке. И, как говорил почитаемый господином Мацусита, да и всем японским бизнес-сообществом, знаменитый японский мастер меча Миамото Мусаси: «неважно, управляешь ты многочисленной армией, или сражаешься в поединке на мечах, стратегия всегда одна». Поэтому в разговоре о бизнесе, уместно не только проводить аналогии со стратегией управления войсками, но и с рукопашным боем.И вот здесь бы хотел поделиться некоторыми наблюдениями, благо аналогии весьма яркие.
Брюс Ли, отчаянно критиковавший традиционные системы единоборств, более всего горевал не о том, что они плохи сами по себе. История отсеяла действительно неэффективные системы. Но, за долгие годы своего существования, системы ставшие традиционными, окостенели, застыли, «отлились в бронзе». Очень хорошо для памятника, очень плохо для живого боя, где обстановка меняется каждое мгновение и спонтанность и импровизация куда ценнее застарелых, заученных и заготовленных схем. В карате таких любителей шаблонных действий часто называют «деревянными бойцами»

В бизнесе происходит тоже самое. Клиенты часто жалуются, что приёмы менеджмента, изученные на тренингах, не работают. Увы, в действующей системе бизнес-обучения это закономерно. Искусство бойца состоит в том, чтобы выиграть бой, сориентировавшись в любой неординарной ситуации, против любого нестандартного противника. Искусство менеджера состоит в том, чтобы изучить и понять принцип действия известных «кейсов» и применить их в конкретных ситуациях. Притом не стоит забывать, что каждый случай индивидуален. Готовых рецептов нет. Эсть только общие законы и принципы, а дальше полная свобода действий. Но большинство тренингов и бизнес-консультантов обучают в стиле: «Если имеем вариант «А» следует действовать по схеме № 3». То что вариант «А» имеет тысячу и один фактор, которые предполагают совершенно различные способы применения схемы № 3, а то и исключают возможность её использования, во внимание не принимается. Просто, ясно, очень хорошо для семинарских занятий. На практике кончается плохо. В боевых искусствах наказание следует мгновенно, прямо на татами. В менеджменте результат становится очевидным значительно позже. Но всё же последствий не избежать. Бизнес не прощает ошибок, так же как и рукопашный бой. И, как в рукопашном бою, если тренер или руководитель постоянно твердит себе как он должен действовать согласно учебнику или мнению какого-то известного бизнес-гуру, он утратит преимущество спонтанности и незашоренного, свежего взгляда. Заезженные классические схемы менеджмента эту потерю не компенсируют.

Так что же, тренинги и обучения не нужны? Лучше всегда действовать спонтанно и интуитивно? Многие так отстроили свой бизнес. И всё же.

Полководец который идёт на сражение, полагая, что всё пойдёт по его плану, скорее всего проиграет. Но полководец, который выходит совсем без плана, обречён.

Эту фразу я всегда повторял тем, кто занимался у меня восточными единоборствами и сейчас повторяю тем, с кем занимаюсь вопросами менеджмента. Все изречения в стиле «Сначала ввяжемся в бой, потом посмотрим», это либо кокетство серьёзных стратегов, просто нежелающих раскрывать своих приёмов, либо фрондёрство малоопытных профанов. К бою готовиться необходимо. Надо учиться действовать эффективно, чётко и слажено. Спонтанность особенно хороша, когда боец готов интуитивно применить прекрасно отточенный и отработанный приём. Для этого и существует обучение. Наследники многомиллионных состояний вовсе не зря проходят обучение в Оксфорде, Гарварде и других престижных университетах. Карьеру им делать не надо. Для «понтов» можно придумать и способ попроще. Значит, классическое обучение стоит того. Более того, поскольку мир меняется стремительно, современный менеджер просто обязан непрерывно обучаться и повышать свою квалификацию. Так и происходит и на Западе и в России. У мировых лидеров такой подход даёт прекрасные результаты. Так почему не работает в наших условиях?

Занимался я в своё время у одного весьма острого на язык тренера, который говорил о молодых бойцах, которые обожали бегать по разным семинарам всевозможных заезжих сенсеев: «Нахватался знаний как собачка блошек». Этакое неуважение к знаниям, переданным большими мастерами, уважаемыми мэтрами. Но, что самое удивительное, одни те же знания, для кого-то служат средством прорыва на новый уровень, а для кого-то оказываются обузой, которая тянет вниз. Разница только в одном: в системности получения информации и освоения навыков.
В конце 90-х в России приехал один из известных японских мастеров карате. Когда его попросили охарактеризовать то, что он увидел в российских школах карате, он с улыбкой сказал: «Работа проделана большая. Но, вы знаете, если нет базы, то нет ничего».
Те, кто имеют некий стержень, наработанную базу, систематически развивают себя, чётко знают в какую «ячейку» положить новообретённый материал. И тогда он усиливает их. А если идёт простое накапливание приёмов, изучение информации «списком», то накопленный груз несистематизированных знаний становится обузой. Такой человек не знает, не чувствует когда и как применить тот или иной приём, хаотично хватается то за один, то за другой шаблон, не понимая сути своих действий. Увы, это даже хуже, чем не знать ничего. И в рукопашном бон и в бизнесе это прямой путь к поражению.

К сожалению именно в России системность подготовки и базовые знания страдают больше всего. Очень многие компании созданы «на глазок», интуитивно. Внимание, интуитивно (!), и именно это принесло успех. Но большие компании интуитивно и «на глазок» не управляются. Такой подход хорош для стартапа, рывка. Но длительную дорогу на одном энтузиазме и чутье не осилишь. Нужна система, нужны глубокие знания в целом ряде областей, от менеджмента, юриспруденции, психологии и финансов и до нюансов используемых технологий и рынков. Это система подготовки, здесь нужен тренинг.
Противоречит ли это спонтанности и интуитивному управлению? Здесь Восток, который так обожает неоднозначность отвечает «и да, и нет».   Спонтанность, интуитивность, дзен и техника, знания, системность находятся на противоположных сторонах оси. Но это ось колесницы, для которой важны оба колеса. Убери любое, и колесница завалится на бок. Так писал мастер дзен Такуан Сохо мастеру меча Тадасима Ягью. Это правило неплохо помнить и занимаясь бизнесом.

В России же произошло так. Запустив бизнес на интуиции и спонтанных решениях, успешные предприниматели достаточно быстро поняли, что нужна техника и знания. Возникла мода на обучение и тренинги. Увы, как обычно бывает при возникновении любой моды, увлеклись формой, а не содержанием. Как обычно бывает в России, из одной крайности бросились в другую, от интуитивного управления, к технике менеджмента. Но и технику стали выстраивать несистемно. Возникло впечатление, что чем больше тренингов посетить, тем лучше. Это как бегать по спортзалам и просить разных тренеров: «покажи приёмчик». Выстраивание структуры, закладка базы, вещь трудоёмкая и не терпящая спешки. Техника управления должна базироваться на фундаментальных принципах, выстраиваться исходя из особенностей характера каждого менеджера. Но когда возникает иллюзия, что если я отстроил бизнес, то этот ваш менеджмент возьму одной левой... Спонтанность и интуитивность в руководстве давно потеряна. Полученные на тренингах техники применяются шаблонно. Получается классический «деревянный боец».
А рынок тренингов и бизнес-консультаций давно уже выстроился под запрос клиента «покажи приёмчик». Коротко, быстро, желательно под пальмами в приятной компании, с умным видом что-то рассказать, развить красивую теорию и прочитать пару приёмов из учебника менеджмента, обернув в экзотическую обёртку восточной философии, учения друидов и жрецов древнего Египта. А если у вас что-то не работает, то это потому что, вы ещё не посетили наш очередной тренинг на Гоа, в Тайланде или Подмосковье. Деньги переводите на этот счёт, и ждём вас с нетерпением. Записывайтесь и приводите друзей. Самые квалифицированные и честные из бизнес-тренеров, конечно, пытаются дать клиентам нечто системное и действительно стоящее, помочь выстроить систему под себя, действовать осознано, а не шаблонно. Но ведь для того, чтобы свершилась передача, надо не только чтобы был тот, кто готов дать, но и тот, кто готов взять.


Увы, действующая система бизнес-тренингов и консультаций всё больше порождает этаких «калек», перегрузившихся знаниями, которые вместо крыльев, стали для них гирями на ногах и путами на руках. Часто, благодаря такой особенности российского бизнес-образования все бизнес-тренеры и консультанты объявляются шарлатанами, которые «впаривают воздух». Что же, примерно так уличный боец свысока смотрит на учеников традиционных школ единоборств. Уж он то знает, как много даёт его опыт и спонтанность, по сравнению с «деревянными бойцами». Но это пока не довелось встретить действительно серьёзного мастера. Нет, не чтобы быть битым, а чтобы открыть новые горизонты и поехать на колеснице с двумя, а не одним колесом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий