понедельник, 16 июня 2014 г.

Переговорные технологии мудрых

Есть такая притча.
Однажды Будда с учениками проходил через деревню, жители которой обрушились на него с оскорблениями и проклятиями. Ученики спросили у учителя, что им делать. Будда ответил: "Ничего не делайте. Вчера мы проходили через деревню, жители которой предложили нам пищу. Но мы в пище не нуждались, не приняли ей и оставили дарителям. Мы не нуждаемся и в злобе этих людей. Не принимайте их злобу. Оставьте её им".



Пробуждённый был мудр. Однако в этой притче есть и зерно, которое может оказаться полезным и тем, кто далёк от постижения сущности бытия и выхода из сансары. Это ни много, ни мало – великолепная методика поведения в условиях конфликтной ситуации. Ситуации, в которой каждый из нас периодически оказывается.
Чем тяжелы и утомительны конфликты? Они изматывают эмоционально. Но, скажу больше: именно эмоциональная включённость часто не позволяет найти оптимальный способ выхода из конфликта. Когда задеты чувства, ярость клокочет, хочется порвать своего оппонента на мелкие кусочки. Конфликт выходит на новый виток. Начали спор из-за денежного вопроса, сроков исполнения обязательств, бытовой мелочи, перешли на личности и понеслось. От эскалации конфликта потери несут все его участники. Вместо поиска путей разрешения конфликта, сознание начинает работать на то, чтобы нанести оскорбившему тебя человеку максимальный урон. Обида, злость, раздражение не позволяют взглянуть на ситуацию объективно, взывают к отмщению за оскорблённые чувства. Рациональные соображения отходят на второй план, первичные цели теряются. Стороны переходят к открытым «военным действиям» и теряют куда больше, чем если бы потрудились над поиском компромисса.
Однако этим часто пользуются и манипуляторы всех мастей. Продавец, не желающий принимать претензии, легко выводит конфликт в «горячую фазу», без труда «перекрикивает» своего клиента и оставляет его ни с чем. Отчаянно нуждающийся в союзниках интриган легко «прокачивает» своего соседа негативными эмоциями и заставляет действовать в своих интересах. В революционной песне не зря «кипит наш разум возмущённый». Ведь если он кипит, значит, не спокоен. Следовательно, отсутствует возможность к здравому анализу ситуации. Переиграть такого человека можно с помощью очень примитивных переговорных приёмов. А опираясь на мой собственный опыт переговоров могу сказать: тот чей «разум закипел» первым, уже проиграл.

Так есть ли противодействие? Да есть.
Легко сказать не принимай злобу, не обижайся, не иди на поводу у эмоций. Сложнее это сделать. Но это возможно. И здесь может помочь одна техника. Вспомните ситуацию, когда вы в последний раз выходили из себя. Проанализируйте тот момент, когда вас захлестнули эмоции. Прокрутите его как в замедленной съёмке. Если вы будете объективны, то обнаружите, что между моментом появления раздражителя и вашей реакцией на него был небольшой зазор, пауза. Момент, когда вы оценивали ситуацию.
На самом деле это был не просто момент оценки, это был момент выбора реакции. В этот момент ваше сознание оценивало: как среагировать на раздражитель. Не удивляйтесь, но именно в этот момент вы выбирали обижаться или нет, раздражаться или нет. В этот момент вы были абсолютно свободны в выборе реакции. Вы выбрали то, что выбрали. Но ведь были и альтернативы.
Если вы хотите научиться не принимать чужую злобу, не реагировать на оскорбления и провокации, необходимо научиться работать именно с этим моментом выбора реакции. Выбирать реакцию необходимо осознано, не опираясь на стереотипы и предвзятые мнения. Известно, что на ринге, боец, имеющий максимальную свободу действий обладает огромным преимуществом, а действующий стереотипно и поддающийся эмоциям имеет мало шансов на победу. Тоже правило действует и в переговорах. И выбор между этими двумя линиями поведения находится той самой точке, находящейся в промежутке, между возникновением раздражителя и реакцией на неё.



Комментариев нет:

Отправить комментарий