четверг, 20 августа 2015 г.

Новые русские. К истории вопроса.

Сейчас уже прочно забыто, что исходно термин «новый русские» подразумевал вовсе не полукриминальную или полностью криминальную личность с низким уровнем культуры, большими понтами, деньгами добытыми распилом, отжимом  и перепродажей товаров серого происхождения. Изначально этот термин был введён американскими журналистами в конце 80-х годов, для обозначения тех ещё советских тогда граждан, которые решили взять свою судьбу в собственные руки и начать собственное дело. Большинство из них, что характерно, занималось даже не торговлей, а производством товаров широкого потребления, которые были в тогдашнем СССР в страшном дефиците, фермерством и оказанием бытовых услуг (частные кафе, парикмахерские и т.п.) Вполне нормальная мелкобуржуазная среда, которая, по меткому замечанию Ленина ежечасно и ежеминутно порождает капитализм. Впрочем, к капитализму тогдашнее общество и решило идти. И чем был плох этот слой «новых русских», занимавшихся общественно-полезным трудом, честно плативший налоги и зарабатывающий свои, тогда ещё неконвертируемые рубли? Рынок был диковат. Ну так откуда ему было взяться цивилизованному, после 70 лет социализма? Дорогу осилит идущий. Выросли бы, научились, построили бы цивилизованный капитализм.
Однако, почему экономика России выстроилась как криминально-монополистическая? Где те люди, кто хотел работать честно? В качестве предпринимателей прошли через смутное время немногие, развили бизнес единицы. Слой первых новых русских был уничтожен. Уничтожен с двух сторон. Во-первых, разгулом преступности первой половины 90-х, когда правоохранительные органы либо не защищали предпринимателей, либо сами активно участвовали в «дойке» и «отжиме» бизнеса. Во-вторых, гиперинфляцией того же периода. Притом, что хотите со мной делайте, но нет у меня оснований полагать, что именно такие темпы инфляции были экономически обоснованы. Экономике этого не требовалось. А вот тем, кто занимался приватизацией, было очень удобно скупать огромные предприятия по номиналу полновесных советских рублей, выплачивая обесценившейся резаной бумагой. А если к этому подключить схему чековых аукционов, скупая ваучеры у обнищавшего населения, притом за всё те же стремительно обесценивающиеся рубли, которые ещё взяты в кредит у банка, то вполне можно приобрести предприятие стоимостью миллионы долларов за цену автомобиля премиум-класса. Разумеется, атмосфера хоть какой-то законности и правопорядка этому «пиру победителей» очень мешает. Но вот если страна живёт по криминальным «понятиям» тогда у пацанов всё чисто-конкретно вытанцовывается. Да и помощь криминальных авторитетов в приватизации меткомбинатов и буровых скважен очень не помешает. А угловые и шестёрки пусть пока на ларёчниках и цеховиках отыграются. Кого эта мелочёвка интересует, когда игра большая идёт?
Дело тут, впрочем, не в конкретных схемах. Просто в атмосфере криминализации и финансовой нестабильности, судя по всему намеренно созданной в начале 90-х прошлого века никакой здоровый бизнес выжить не мог. Как в местности, которая заболачивается, гибнут благородные растения, а на их место приходят болотные, сорные и паразитические, так и в России, на место только нарождавшегося созидательного бизнеса пришло что-то сорное, болотное, паразитическое. Оно и осталось в памяти под хорошим, в общем-то названием «новые русские». Жаль, что история сослагательного наклонения не знает.


Комментариев нет:

Отправить комментарий