четверг, 15 мая 2014 г.

Почему у нас не как у них

Шесть лет мне довелось работать в иностранной компании. То есть совсем в иностранной, с начальником японцем и работающей по всем международным стандартам. Так получилось, что и обслуживаться в этот период мне довелось только в иностранных банках, отдыхать за границей и т.д. и т.п. Сейчас, в силу смены рода деятельности, сейчас мне снова приходится общаться с российскими компаниями. И вот как-то всё чаще приходит на ум подзабытое слово «совок».
Хочу заметить, что ещё с тех пор когда рухнул «железный занавес», все кто выезжал за границу всегда в первую очередь восхищались некой особой атмосферой доброжелательности, неагрессивности. С этого момента множество соотечественников выехали за границу и попробовали всё это сами. Можно с уверенности утверждать, что из экономически активных сограждан, тех кто определяет как строить бизнес, в развитых странах побывали все.
Казалось бы чего проще? Если тебе что-то нравится, повтори, скопируй, сделай так же, а ещё лучше, развей. Ведь если ты будешь наиболее привлекателен для клиента по качеству сервиса, ты имеешь хорошие шансы на победу в конкурентной борьбе. Это азбука бизнеса. Так почему же до сих вспоминается пресловутый «совок»?

Что происходит? Прошло уже больше 20 лет с момента ухода от социализма со всеми его «прелестями» в виде всеобщего дефицита, когда и продавец и работник сервиса может относиться к клиентам под лозунгом «а куда они денутся». Большое количество клерков, сидящих сейчас в офисах, и стоящих за прилавками вообще не помнят советских реалий, если не считать впечатлений детства. Технологии, применяемые в бизнесе, часто, ни в чём не уступают, а иногда и опережают те, которые применяют зарубежные коллеги. Но вот про тех «совок» не скажешь, а здесь очень даже.
Где та грань между «совком» и тем уровнем обслуживания, которое нам так нравится, когда мы выезжаем за границу? Ответ, увы, банальный. Она в отношении к окружающему миру. Конечно, и здесь и там, человек устраивается на работу для того чтобы заработать денег и открывает бизнес, чтобы обогатиться. Но если уж решил заниматься бизнесом, то делай всё чтобы добиться успеха. Однако же периодически захлёстывают амбиции, желание получить «бонусы» в виде демонстрации своей значимости, возможности попритеснять подчинённых, а иногда и клиентов. В отношении российской культуры есть такой термин «эмоциональный рекет». Это когда за счёт выражения неуважения к окружающим, человек пытается подчеркнуть собственную значимость. К сожалению именно эта «милая» черта особенно развита в России и именно её проявления создаёт  столь напряжённую атмосферу и в офисах и в торговых залах. Почему-то у нас считается, что лишний раз улыбнуться клиенту, поговорить с ним как с дорогим гостем это унизительно.
Надо заметить, что на Западе, да в странах Дальнего Востока, обслуживающий персонал вежлив не потому, что «они такие хорошие», а просто потому, что давно установлено, что вежливость, исполнительность, внимание к нуждам клиента экономически выгодны. Да, они создают очень комфортную атмосферу для клиентов и это экономический расчёт, часть маркетинговой политики. По опыту могу сказать, что инвестиции в корпоративную культуру обычно минимальны, а получаемый от её постановки эффект (реальный эффект, выражаемый в конкретных денежных суммах) несопоставимо велик.

Собственно именно это отсутствие элементарной культуры, в том числе и культуры корпоративной, резко снижает качество работы российских компаний. При этом целенаправленная работа по улучшению культуры достаточно быстро выводит компанию на уровень международных стандартов. Такие примеры, хоть и немногочисленные, к счастью, есть.
Технологии, финансы, партнёры, возможности, всё это подтягивается к высокой корпоративной культуре, а без неё ни то, ни другое, ни третье решающего эффекта не даёт.

Установлению корпоративной культуры, охватывающий все её аспекты, от организации офисного пространства и стандартов клиентской работы, до выбора технологий,  посвящён бесплатный он-лайн курс «9 формул эффективной компании».


Комментариев нет:

Отправить комментарий