пятница, 25 апреля 2014 г.

Лекарство от кризиса - НЭП (Наведение Элементарного Порядка)

То, что экономический кризис разворачивается во всей красе это факт. Видно это и по экономическим индикаторам и показателям компаний. Да большинство бизнесменов отмечают, негативные тенденции. При этом сейчас кризис российской экономики наложился ещё и на кризис общемировой.Об экономической политике государства можно сказать много весьма нелестных слов. Ясно, что пока в стране не будет введён НЭП (Новая экономическая политика) кардинальных перемен в экономике ждать не стоит. Конечно, на это хочется надеяться. Но здесь уж, как говорится, если ты не согласен с эпохой, охай. Мы живём в стране, где рядовой гражданин фактически не может оказать никакого влияния на государственную политику. Но зато вопрос выживания полностью находится в зоне ответственности отдельного гражданина. Ну да нам не привыкать. Пережили 2008, 1998, 1991. Хотя пережили не все и пережили неодинаково.

Кризис это естественный этап в развитии любой системы. Он означает, что старые модели исчерпали себя и надо искать новые. Те кто вовремя находит для себя новые модели поведения, соответствующие новому времени успешно проходят кризис, те кто держатся за старое, терпят поражение. Мне довелось шесть лет проработать в международной финансовой компании и там, при оценке потенциального клиента, всегда смотрели прошла ли компания через кризис. При этом, если две компании имели одинаковые финансовые показатели, приоритет отдавался той, которая пережила кризис, поскольку это свидетельствовало о качестве менеджмента.
Говорить о том, какие перемены грядут в мировой экономической системе можно долго. Но вот о том, что происходит в российских компаниях и мне и многим другим экспертам приходилось говорить неоднократно. Как бы это не звучало странно для многих, наш бизнес развратился в тепличных условиях. Длительный период роста рынка, благодаря высоким ценам на нефть, низкая конкуренция, непритязательные потребители. Всё это позволяло закрывать глаза на низкую эффективность работы компаний, элементарный бардак и плохую организацию дела. Когда-нибудь это должно было закончиться, и этот период заканчивается сейчас
         Получается, что для того чтобы пережить кризис, для отдельных компаний тоже требуется НЭП, только в данном случае это Наведение Элементарного Порядка в бизнесе.

       Многие предприниматели уже пришли к этой нехитрой мысли. Мне тоже пришлось принять участие в консалтинговых программах, по наведению порядка на предприятиях. Должен сказать, что более всего здесь оказался полезен моих японских коллег по строительству бизнеса. Проработав в японской компании без малого 6 лет никак не могу назвать японский менеджмент идеальным. Но его сильными чертами является как раз то, что очень слабо развито в российском менеджменте: клиентоориентированность, хорошая организация структуры, пунктуальность, чёткая работа с информацией, оптимальный выбор технологии. На этом ресурсе я уже писал об этом в статье «Как навести порядок в компании. Советы японцев работающих в России»
  Я очень благодарен всем, кто прислал мне свои отклики на неё, и вдвое благодарен тем, кто указал в этих откликах, что написанное там помогло им в работе. За прошедшее с момента публикации статьи время мне пришлось несколько доработать и расширить материал, исходя из опыта реализации некоторых консалтинговых проектов. В результате чего появился курс «9 формул эффективной компании» которые рекомендую тем, кто заинтересован в НЭПе, то есть в наведении элементарного порядка в компании.

Формула 1.  «Порядок на столе = порядок в голове» описывает меры по наведению порядка в работе компании, созданию благоприятной для работы атмосферы,содержит методы выбора и организации офиса. Правильно организованное рабочее место, офис, производственная площадка существенно повышают производительность.

Формула 2. «Вассал моего вассала = не мой вассал» даёт методы выстраивания эффективной организационной структуры компании. Организационная структура компании и зона ответственности каждого сотрудника и подразделения должны быть чётко описаны. Это устраняет неразбериху, повышает чёткость работы. Нарушение структуры, работа через голову руководителей, напротив, чрезвычайно дезорганизует работу.

Формула 3.  «Персонал компании = семья» рассказывает о методах организации командной работы и создания позитивного психологического климата в коллективе. Бюрократическая структура без организации командной работы малоэффективно. Японский менеджмент всеми силами старается создать "семейную" обстановку в компании.

Формула 4. «Клиент = бог» помогает наладить эффективную клиентскую работу, повысить продажи и обеспечить лояльность покупателей. Нет клиентов, нет продаж, а значит нет бизнеса. Японские компании строго ориентированы на то, чтобы ублажить клиента и покрепче привязать его к поставщику. Однако это не означает, что у клиента надо всегда идти на поводу. Японские бизнесмены умеют находить баланс между необходимостью "низко поклониться" клиенту и соблюдением интереса собственной компании. Но при этом клиент постоянно должен чувствовать себя любимым и быть уверенным, что к его мнению прислушиваются.

Формула 5. «Потеря времени = потеря денег» даёт эффективные приёмы тайм-менеджмента, как повышающего личную эффективность, так и позволяющие добиться пунктуальности от сотрудников. Пунктуальность - конёк японского бизнеса. Благодаря этому японские поставщики считаются одними из самых надёжных в мире. Российская компания которая будет хотя бы стремиться приблизиться к аналогичным стандартам получит огромное преимущество на рынке.

Формула 6. «Потеря информации = потеря денег» описывает, как эффективно наладить сбор и обмен информации, чтобы ответственные сотрудники и руководство всегда имели точную, полную и актуальную информацию. Искажённая или неверная информация означает ошибочное управленческое решение. Японские компании всегда очень тщательно отлаживают систему сбора, проверки и передачи информации и считают это необходимым для успешного бизнеса.

Формула 7. «Четкий доклад = правильное решение» позволяет добиться наивысшей эффективности совещаний и собраний персонала. Совещания - важнейший элемент японского менеджмента. Они должны проводиться регулярно. Это обеспечивает эффективный обмен мнениями, принятие оптимальных решение и контроль за их исполнением.

Формула 8. «Сэкономленное = заработанное» говорит о методах сокращения издержек и потерь, бережливого производства и повышения эффективности использования ресурсов. В России не привыкли "экономить на мелочах", однако именно эти меры позволили японцам эффективно снизить себестоимость и добиться конкурентных преимуществ. На предприятии необходимо установить "дух экономии", поощрять, в том числе и материально, предложения сотрудников по сокращению затрат, снижать необоснованные запасы, проводить экономический анализ целесообразности любого мероприятия или бизнес-процесса.

Формула 9.«Новейшая технология = лучшая технология»  даёт инструменты для выбора наиболее оптимальной технологии, как для производства, так и для  других видов бизнеса. Выбираемая технология должна быть экономичной, гибкой, обеспечивать качество работы, иметь перспективу для совершенствования и минимизировать влияние человеческого фактора, как возможного источника брака. Экономия на технологиях и технологичности обычно оборачивается значительными убытками.
        Полный текст курса можно получить бесплатно, пройдя по ссылке

Буду рад, если кому-то этот опыт окажется полезен.

Буду так же признателен за обратную связь всем, кто даст себе труд познакомиться с курсом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий